В каждом государстве есть собственное законодательство, которое регулирует деятельность ломбардов. При этом у всех ломбардов мира есть и общая черта — это фирменный знак в виде трех золотых шаров. Как появился такой знак, что он означает, и почему по сегодняшний день многие ломбарды выбирают именно это изображение в качестве своего фирменного знака?
Дом Ломбарди и герб Медичи
Первая сеть ломбардов в Европе появилась благодаря стараниям семейства Ломбарди с итальянскими корнями и предприимчивым характером. Название своим ссудово-залоговым учреждениям члены семейства дали в честь собственной фамилии — Дом Ломбарди.
Такие Дома стали появляться сначала во Франции, затем в Англии, Бельгии и в других странах Европы. Учреждения Ломбарди, где можно было получить ссуду под залог своих изделий из драгоценных металлов, стали настолько популярными, что в скором времени получили нарицательное имя «ломбарды». Даже королевские особы становились клиентами Домов Ломбарди. Но почему в качестве фирменного знака стали использоваться именно три золотых шара?
До сих пор историки не пришли к единому мнению относительно этого вопроса. Однако большинство склоняются к тому, что владельцы Домов Ломбардов позаимствовали изображение с фамильного герба флорентийского семейства Медичи — известнейших королевских особ, церковных деятелей, фармацевтов и, помимо прочего, отравителей. Правда, на гербе Медичи не три, а пять шаров.
Согласно одной из исторических версий, многие из семейства Медичи занимались ростовщичеством, нажив на этом занятии большое состояние. А, как известно, ростовщики — это древнейшие предки современных ломбардов. Если верить этой версии, шары на гербе должны означать золотые монеты, олицетворяющие финансовую мощь, поддержку и успех.
Кстати, сначала владельцы ломбардов изготавливали вывески в виде трех плоских золотых монет. Уже позже монеты стали объемными сферами золотого цвета. Возможно, причина такого перевоплощения объясняется еще одной легендой о фирменном знаке ломбардов.
Три дара Святого Николая
Некоторые полагают, что символ в виде трех золотых сфер ломбарды получили благодаря Николаю Мирликийскому, известному также как Николай Угодник и Николай Чудотворец.
Однажды Николай узнал, что обедневший купец, оказавшись у порога нищеты, хочет продать последнюю драгоценность, которая у него осталась — чистоту и непорочность трех своих дочерей. Чтобы не допустить такого позора, Николай тайно подбросил в дом купца три круглых узелка, полных золотых монет. Купец очень обрадовался такому дару и выдал всех трех дочерей замуж с хорошим приданым в виде тех самых монет. Именно эти три свертка, наполненные золотом, в дальнейшем и стали символом ломбардов.
Кстати, эта история напрямую связана с рождественской традицией дарить подарки, ведь Святой Николай — это прообраз Санта Клауса. В легенде говорится, что один из мешочков с монетами попал в чулок, который сушился над камином. С тех пор появился обычай развешивать над камином чулки для подарков накануне Рождества.
Какой версии верить?
Самые популярные версии происхождения фирменного знака ломбардов в виде трех шаров:
- Заимствование изображения с герба Медичи
- Легенда о трех дарах Святителя Николая
Существует еще одна версия, но она звучит не слишком правдоподобно. Согласно ей многие говорили о ломбардах: «Готов поставить два против одного, что Вы никогда не вернете обратно свое заложенное имущество».
На сегодняшний день самой «научной» версией принято считать происхождение знака путем заимствования трех сфер с родового герба флорентийского семейства Медичи. В любом случае, этот знак стал «фирменной карточкой» для всех ломбардов в мире, по которой издалека можно понять, что за учреждение находится перед Вами.
Как известно, фигурные вывески в Средние века изготавливали не только для красоты. Все дело в том, что большинство граждан вовсе не умели читать, поэтому ориентировались по характерным вывескам: сапог — у сапожника, крендель — у булочника, три золотые сферы — у ломбарда.
Многие современные ломбарды предпочитают не нарушать многовековую традицию и используют изображение шаров в качестве своего фирменного логотипа. Но это уже скорее только дань традиции, а не необходимость.